Практические рекомендации для тренеров

В результате проведенных исследований появилась возможность сделать целый ряд рекомендаций. Следующие 11 рекомендаций для тренеров были разработаны на основании исследований, проведенных спортивными психологами РФ:
Тренер и спортсмен две составляющие высоких спортивных результатов.
  1. Обращайте внимание на правильное выполнение деталей задания и не скупитесь на похвалу и поощрения. Почаще хвалите молодых спортсменов. Используйте такие подбадривания и поощрения, как похлопывание по спине и дружеская улыбка.
  2. Хвалите детей искренне. Неискренняя похвала и поощрение — неэффективны. Если вы говорите, что молодой спортсмен сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что вы просто хотите его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к тренеру. Признавайте неудачное выступление своего подопечного (например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация»), вместе с тем подбадривая его («В следующий раз у тебя все получится»). Технический инструктаж, подкрепление и подбадривание игроков после совершения ошибок коррелируют с уровнями самооценки, мотивации и положительного отношения молодых спортсменов.
  3. Вырабатывайте реальные экспектации. Реальные экспектации, соответствующие возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют тренеру обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 11-летнего спортсмена того, что можно ожидать от 16-летнего.
  4. Поощряйте усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать положительное отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, команды не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако если молодой спортсмен полностью выложился, чего еще можно от него требовать?
  5. Обращайте внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Молодые спортсмены должны видеть улучшение своих физических качеств. Используйте разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Ваши инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко используйте демонстрацию выполнения различных элементов под разными углами. Обеспечивайте максимальное использование тренировочных средств.
  6. Видоизменяйте виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Изменяйте размеры игрового поля, опускайте баскетбольное кольцо. «Приводите физическую активность в соответствие с потребностями ребенка, а не наоборот».
  7. Видоизменяйте правила, чтобы максимально повысить активность и участие всех спортсменов. Правила можно видоизменять, чтобы обеспечить достижение успеха и повышение мотивации. Например, в баскетболе можно проводить матчи, фиксируя только очевидные нарушения правил до тех пор, пока молодые спортсмены не достигнут определенного уровня мастерства. Можно менять амплуа игроков.
  8. Поощряйте правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка тренеров молодых спортсменов состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.
  9. Исправляя ошибки, используйте положительный подход «бутерброда». Как можно чаще хвалите молодых спортсменов, изучающих новый элемент и, естественно, совершающих множество ошибок. Когда ребенок совершает ошибку, отметьте то, что он делал правильно («Хорошая попытка», ты все таки выполнил этот прыжок»). Это поможет снизить степень разочарованности молодого спортсмена. Затем откорректируйте действия ребенка (например: «Сгруппируйся чуть раньше при выполнении прыжка в воду»). И завершите все это подбадривающим замечанием («Это трудный прыжок, но ты сумеешь его правильно выполнить»). Таким образом, вы приготовили психологический «бутерброд».
  10. Обеспечьте окружающие условия, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки — естественная составная часть процесса усвоения, которую известный баскетбольный тренер Джон Вуден назвал «кирпичами успеха».
  11. Вдохновляйте детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу. И как сказала Морин Вайс, ведущий эксперт в детском спорте, энтузиазм — весьма «заразная болезнь», которая поражает окружающих! Улыбайтесь, взаимодействуйте и прислушивайтесь.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправляя данные Вы соглашаетесь с нашими условиями