Сегодня стресс является одной из основных управленческих проблем для организаций во всем мире. Именно по причине стресса происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение показателей текучести кадров, растет количество дисциплинарных нарушений, производственных травм, сотрудники чаще болеют. Устранение последствий организационного стресса сопряжено с серьезными затратами и от того, насколько успешно сумеют руководители бороться с этим явлением, зависит долгосрочный успех и прибыль компании.

Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.    Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

¾ внешние факторы;

¾ факторы, зависящие от организации;

¾ факторы, зависящие от самого работника.

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс».

Основные группы симптомов стресса

Группы Симптомы
Физиологические симптомы стресса повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше
Психологические симптомы стресса чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, однообразие в работе
Поведенческие симптомы снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы

Для понимания поведения конкретных людей в стрессовых ситуациях  необходимо исследовать их взаимодействие с различными факторами, с которыми они сталкиваются в данной организационной среде. Индивидуальное поведение является функцией множества переменных.

Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение

Внешняя окружающая среда – совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации.

Внутренняя организационная среда – совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенными и значимыми для восприятия являются: организационная политика, организационная структура, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, рабочая группа, организационный статус, лидерство, ресурсы организации.

Высокой стрессоустойчивостью обладают люди, которые имеют в своей индивидуальной структуре личности такие параметры:

Пятифакторная модель личности

Параметры Характеристика параметра
Экстраверсия характеризует общительность, открытость, честолюбие
Эмоциональная устойчивость отражает степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности
Склонность к сотрудничеству демонстрирует дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации
Сознательность является показателем надежности, ответственности, исполнительности, упорства
Открытость к совершенствованию характеризует воображение, любопытство, уровень культуры, широту кругозора

Самый большой стресс – это страх перед неизвестностью, или перед ситуацией нарушающей безопасность жизнедеятельности человека.

У людей, испытывающих страх, можно выделить следующие стереотипы поведения:

  1. Ажитация. Это наиболее распространенное состояние, которое выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. Сопровождается автоматическими действиями защитного характера: человек закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отталкивается от источника опасности, бежит прочь. В это время в организме происходят серьезные изменения. Под воздействием адреналина кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, преимущественно в ноги. От других органов кровь в это время отливает, особенно от головного мозга. Именно поэтому его работа ухудшается, и напуганный человек часто не знает толком, куда ему бежать.
  2. Ступор. На людей со слабой нервной системой повышение уровня адреналина в крови оказывает обратное воздействие: оно парализует их мышцы. Это тоже часто встречающийся вариант реакции, выработанный в процессе эволюции: чтобы тебя не тронули, притворись мертвым. Ступор проявляется в том, что человек застывает на одном месте либо становится крайне медлительным и неловким, а то и просто падает без сознания. Все это потому, что мышцы судорожно сжались, снобжение их кровью резко ухудшилось, координация движений нарушилась.
  3. Сумеречное состояние с неуправляемой агрессией. Это редкое состояние проявляется в эмоциональном перевозбуждении, алогичности мышления и провале памяти (человек не помнит того, что он только что делал). Внешне сумеречное сознание выглядит как приступ безумия с непоследовательными и бессмысленными агрессивными воздействиями в отношении источника страха. Полномасштабная агрессия в качестве формы проявления страха встречается довольно редко: это злобное выражение лица, угрожающие жесты и поза, крик или визг. В их основе кроется бессознательное (животное) стремление испугать противника, что иногда удается, а иногда — нет.

Когда человек считает, что есть какой-то выход из создавшегося положения, но он не может им воспользоваться — тогда возникает паника. Разжиганию страха способствует как вынужденное бездействие, так и утрата надежды и неизвестность.

Испытывая страх, человек попадает в суженное, измененное состояние сознания, т. е. в сильный стресс. Снижается активность левого полушария мозга с его способностью к разумному, критико-аналитическому, словесно-логическому восприятию происходящего, а активизируется правое полушарие мозга с его эмоциями, воображением и инстинктами.

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые в идеале функционируют одновременно. Первый их них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.

Первый путь позволяет быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. При первом пути эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

Действия напуганных людей, как правило, нерациональны, а иногда безумны и приводят к печальным последствиям. Страх заставляет дрожать, визжать, кричать, плакать. От страха сосет под ложечкой, трясутся руки, становятся ватными ноги, звенит в ушах, застревает ком в горле, бледнеет лицо, колотится сердце, перехватывает дыхание, волосы встают дыбом, расширяются зрачки, по спине бегут мурашки. Одних страх заставляет мчаться сломя голову неизвестно куда, а других — стоять без движения и тупо смотреть в одну точку.

Стресс под влиянием страха является интуитивным восприятием внешних обстоятельств, основанным на личном опыте и сигналах, полученных от других людей. Это не проблема, требующая решения, а чувство, которое призывает к действиям. Страх — сильный стресс.

Среди упражнений для снятия чувства страха, так же как и стресса, можно назвать следующие:

  1. Сильно-сильно щипать себя в любом месте, а лучше в нескольких.
  2. Все виды статических упражнений с самоупором. Например, подойти к стене, упереться в нее руками, максимально напрячь все мышцы, а затем расслабиться. Повторить несколько раз.
  3. Что есть силы похлопать в ладоши.
  4. Энергично, до боли растереть уши.
  5. Энергично похлопать себя ладонями по груди («транс гориллы») и сразу же, заорав диким голосом, быстро пробежать 20–30 метров.
  6. Сильно разогнуть запястья и растопырить пальцы обеих рук — желательно также и пальцы ног. Можно в виде последовательных движений «сжать — разжать». Это упражнение выравнивает активность полушарий мозга, так же как если сложить кисти рук ладонями на 10–15 минут с сильным контактом всех пальцев.
  7. Свободный танец на месте, с притопом, с круговыми движениями на месте. Танцевальные движения активизируют большие площади головного мозга, снижая активность стрессовой доминанты.
  8. Рекомендуется следующее упражнение: положите ведущую руку на солнечное сплетение, сделайте максимально медленный глубокий вдох через нос, держите паузу максимально возможное время, сделайте резкий выдох через рот, держите паузу, пока не почувствуете тепло под кистью руки, которая находится на области солнечного сплетения (обычно до появления тепла делают 3–7 циклов). Ощущение тепла — спазм снят!

Считается, что чувство страха хорошо снимается обычным физиологическим чиханием. Можно даже щекотать нос специально.

Хорошо помогает самомассаж различных рефлексогенных зон. Например, точки между I и II пястными костями большого и указательного пальцев, точки в теменной ямке на пересечении средней линии головы с линией, соединяющей наружные слуховые проходы, точки с наружной стороны голени, в верхней ее трети, на три поперечных пальца ниже середины надколенной чашечки и на один поперечный палец кнаружи от переднего гребня большеберцовой кости или энергичный самомассаж мочки уха.

«По-настоящему боишься только того, чего не понимаешь»

Ги де Мопассан

Записаться к психологу

Контактная информация

Санкт-Петербург,
Невский пр., 111

Часы работы

ПН-ПТ 10:00 - 19:00
СБ-ВС Выходной

Социальные сети